Хорошо, что у нас есть железные дороги и российский День железнодорожников – 6 августа. Как-никак 127 лет празднику, благодаря царю Николаю I он у нас с 1896 года – утвержден с началом строительства дороги из Санкт-Петербурга в Царское село.
А наша - старше, была построена в 1868 году, сразу после открытия участка Северной железной дороги от Новок через Шую до села Иваново. Через 6 лет открыли железную дорогу до Александрова.
В советское время в Ивановской области было построено множество узкоколейных путей, которые соединяли торфоразработки с местными предприятиями. Канули в Лету торфомассивы - узкоколейки разобрали.
Еще один уникальный участок железной дороги ушел в прошлое в 2014 году. В 30-е годы была построена линия от вокзала города Иванова до города Комсомольска – это был подъездной путь к Ивановской ГРЭС по широкой колее для подвоза торфа к станции. Вскоре открыли ежедневное пассажирское сообщение. Поезд из трех плацкартных вагонов ходил с небольшой скоростью по живописной местности, где не было автодорог, и был очень востребован населением.
История Ивановского отделения Северной железной дороги потрясает трудовыми и военными подвигами людей. В Великую Отечественную войну число отправленных поездов со станции «Иваново» к 1944 году возросло в 2,5 раза по сравнению с довоенным периодом. Шли эшелоны, отправляющие солдат, снаряды и военную технику на фронт, эвакуирующие оборудование, везущие раненых в ивановские госпитали, детей и женщин блокадного Ленинграда.
В локомотивном депо в Иванове в 1985 году воздвигли необычный памятник - паровозу-труженику и рядом - мемориал героям войны. В первый день войны ушли воевать 128 ивановских железнодорожников. Три Героя Советского Союза прославили депо своими подвигами. Выдающийся летчик Павел Дельцов и бесстрашный инженер, наводящий переправы через Днепр и другие реки, командир саперного батальона на войне Алексей Егоров в юности работали помощниками машинистов, героический пилот Василий Куликов – слесарем депо.
К началу перестройки Ивановское отделение Северной железной дороги в своем составе насчитывало 15 организаций – путейщиков, строителей, ремонтников, объекты жилищной сферы, медицины, культуры. У нас есть собственный Ивановский железнодорожный колледж – уникальное учебное заведение, которое с 1919 года готовит кадры для железной дороги.
Сегодня железнодорожники нашей области – сотрудники Ивановского филиала Ярославского отделения Северной железной дороги.
С 13 марта 2018 года ивановские железные дороги переживают новый этап своего развития – была запущена «Ласточка», скорый электропоезд до Москвы на двойной тяге, что явилось оригинальным инженерным решением. В июне этого года «Ласточка» побежала из Иванова в Нижний Новгород, за два месяцв перевезла почти 20 тысяч пассажиров. А комфортные рельсовые автобусы «Орланы», использующие дизельное топливо на неэлектрифицированных путях, охватили сетью 48 пунктов нашей области, 12 остановок у «Орлана» - в городах и районных центрах области и соседних регионов: Иваново, Тейково, Гаврилов Посад, Юрьев-Польский, Кохма, Шуя, Савино, Ковров, Кинешма, Вичуга, Фурманов, Нерехта.
Немного статистики. Протяженность железнодорожных путей общего пользования в Ивановской области – 345 километров. На 1000 квадратных километров площади региона приходится 16,1 километра железнодорожных путей общего пользования.
Если в 2015 году железнодорожным транспортом общего пользования было перевезено 1,06 млн. пассажиров, в 2020 году – 908 тысяч, то в 2021 году – 1,36 млн., а в 2022 году – уже 1,68 млн. пассажиров.
В 2022 году численность работников железнодорожного транспорта в Ивановской области (без совместителей) – около 1500 человек.
С праздником, дорогие железнодорожники-земляки!
Отдел информации Ивановостата
Комментарии пока отсутствуют.